Корифеи МХАТ и Донбасс

Донецкий национальный академический украинский музыкально-драматический театр

31 мая 1939 г. в Сталино заканчивались гастроли Московского художественного академического театра. А накануне журналисты газеты “Соц. Донбасс” побеседовали корифеями сцены – народным артистом СССР М.М. Тархановым, режиссёром И.М. Раевским и заслуженным артистом РСФСР П.В. Массальским. И оказалось, что биографии всех троих тесно связаны с Донбассом.

В самом начале ХХ века М.М. Тарханову приходилось играть в Юзовке. И вполне понятно то волнение, с которым он ехал тридцать лет спустя в наш город. Он не нашёл в нём той Юзовки, которую помнил. В его памяти всплывали несколько улиц с небольшими халупами. А увидел он новый замечательный город, которым любовался во все дни пребывания в Сталино.

“Из окон гостиницы “Донбасс” расстилается живописная панорама и на первом плане выделяется замечательное здание нового театра. Мне очень хочется, чтобы новый театр был открыт спектаклем нашего Художественного театра. Мне хочется пожелать, чтобы в Сталино был организован постоянный филиал одного из московских театров”, – сказал он.

Товарищи по актёрскому цеху не раз указывали Михаилу Михайловичу, что в Сталино он играл с исключительным подъёмом и блеском. И он признался, что действительно испытывал необычайное творческое волнение и прилив сил. Даже по собственной инициативе “сверх плана” выступил в роли Фирса в “Вишнёвом саде”. “Я чувствовал замечательную, благодарную аудиторию, которая вдохновляла и воодушевляла. Я плакал на сцене настоящими слезами, я сам был растроган исполнением Фирса”, – заверил журналистов артист.

Режиссёр И.М. Раевский рассказал, что в 1921 г., сразу после освобождения Донбасса от белогвардейцев, сюда был направлен передвижной военный театр. “Мне посчастливилось быть в составе этого театра, который играл на десятках шахт, передвигался в самых различных направлениях, побывал в самых отдалённых уголках. Это было тяжёлое время разрухи, холода и голода. В шахтах ещё процветал тяжёлый ручной труд. Шахтёры героически боролись за то, чтобы дать топливо замерзающей стране”, – вспомнил он.

Во время этой поездки больше всего режиссёра поразили первый советский блюминг и механизмы новых шахт. Он встречался с металлургами Макеевского завода им. С.М. Кирова, со стахановцем Никитой Изотовым, с горняками шахт 17-17-бис и №2-7 “Лидиевка”.

Артист П.В. Массальский рассказал, что в 1920 г. ему пришлось несколько месяцев жить в Донбассе, в Дебальцево: “Будучи мальчишкой, я тогда уже увлекался театром и в Дебальцевском клубе играл в спектаклях на выходных ролях и по совместительству исполнял обязанности помощника бутафора. Я, конечно, не мог и думать, что через каких-либо 19 лет приеду снова в Донбасс в составе коллектива лучшего в мире театра”.

Он с радостью наблюдал, что на спектакли МХАТа приезжали зрители из самых отдалённых уголков Донбасса. Среди зрителей были знатные люди, ударники, стахановцы, донецкая интеллигенция. “Разве не замечательно, что в Донбассе, когда-то очень отсталом в культурном отношении районе, теперь имеются свои театры – и русские, и украинские. Артисты этих театров смотрели спектакли МХАТ и, думаю, извлекут для себя немало полезного, сделают ещё больше для расцвета искусства…”

Сталино с грустью прощался с театром. Зрители высказывали свою благодарность артистам, свой восторг от встречи с героями спектаклей. Жители города желали, чтобы этот приезд знаменитого коллектива был не последним и говорили, что с нетерпением будут ждать новых встреч

Подгот. Е.Згинник

Добавить комментарий