Концерт для стахановцев

Газетная вырезка

1 сентября 1936 г., в годовщину стахановского движения, в летнем театре Сталино состоялся грандиозный концерт. Об этом с большими подробностями спустя два дня написал журналист газеты “Соц. Донбасс” В. Дроздов.

В начале концерта выступил один из лучших советских чтецов, артист театра “Современник” В.Н. Яхонтов. Он воскресил в памяти жителей нашего города одну из лучших речей С.М. Кирова на Первом Всесоюзном Съезде Советов. Затем стахановцы услышали в его исполнении речь мужественного Георгия Димитрова на лейпцигском процессе, перемежаемую истерическими криками и угрозами министра Геринга. А в заключении выступления В.Н. Яхонтов прочёл стихи В.В. Маяковского о советском паспорте.

В.Н. Яхонтова на сцене сменил солист Большого театра СССР Иван Жадан. Всего каких-нибудь 12 лет назад он стоял у верстака в одном из цехов Ворошиловградского завода №69: “Слесарь Жадан, когда-то потихоньку насвистывающий у станка свои любимые арии, теперь запел во всю силу своего замечательного голоса, стал одним из самых любимых советских певцов”. На сцене летнего театра он исполнил арию Ленского из оперы “Евгений Онегин” с присущими только ему тёплыми и лирическими нотками.

Но не только театральная Москва была представлена в этот день в Сталино. Делегация работников искусства включала также ленинградцев и киевлян. С большим успехом выступили солисты ленинградской оперы, заслуженные артисты республики В.К. Павловская и П.П. Болотин. С нежной теплотой прочла детские стихи С.Я Маршака заслуженная артистка О.Г. Казико.

Мастера украинского искусства, народные артисты М.И. Литвиненко-Вольгемут и И.С. Паторжинский давно были любимы донецкой публикой, ведь они не только замечательные певцы, но и неподражаемые артисты. В этот раз они традиционно исполнили арии из оперы “Запорожец за Дунаем” и задушевно передали очарование украинских народных песен.

“Первоклассные мастера Донбасса увидели позавчера советское искусство во всём его разнообразии и блеске, лучшие образцы вокального искусства и эстрады, большое мастерство балета и высокую скрипичную культуру”, – восторженно писал критик. Но так же восторженно воспринимали стахановцы молниеносные головокружительные “па” балерины, заслуженной артистки республики Викторины Кригер. Зрители настойчиво просили повторить на бис исполненную ею “кабардинскую лезгинку”.

С большим вниманием слушала публика и виртуозную игру на скрипке профессора М.Г. Эрденко, особенно замечательно исполненный им “русский карнавал” Венявского. “Скрипач извлекает из своего инструмента самые разнообразные и чудесные звуки. Кажется, что играет большой оркестр. Слушатель словно сам присутствует на народном гуляньи, слышит, как радостно переливаются трели гармоники, как с ней перекликаются балалайки, как в такт им поёт свирель”, – пишет Вл. Дроздов.

Но вот зал наполняется новыми звуками – дребезжания серебристого колокольчика, песни жаворонка, трелей соловья. Это поёт блестящая артистка Валерия Барсова. Она обладает удивительным по красоте и силе голосом, от которого у стахановцев перехватывает дух.

Автор статьи восклицает: “Уже час ночи, концерт продолжается почти четыре часа, но кажется, он только что начался, хочется ещё и ещё слушать первоклассные выступления лучших мастеров советского искусства”.

А точку в концерте ставит прекрасный мастер эстрады, заслуженный артист республики В. Хенкин. Стахановцы с восторгом провожают бригаду замечательных деятелей советского искусства. Поистине, никогда ещё Донбасс не слышал подобного концерта. Люди верят, что они станут постоянными в таком прекрасном трудовом крае, на родине стахановского движения

Подгот. Е. Згинник

1. Дроздов Вл. Незабываемая встреча: концерт мастеров искусства / Вл. Дроздов // Соц. Донбасс. – 1936. – 3 сент. (№203). – С.4

Добавить комментарий