Гастроли Московского театра им. М.Н. Ермоловой в Сталино

Донецкий национальный академический украинский музыкально-драматический театр

17 июля 1936 г. в летнем театре города Сталино начались гастроли знаменитого Московского театра им. М.Н. Ермоловой. В 1933 году коллектив Театра им. М. Н. Ермоловой объединился с актёрами Театра-студии им. А. В. Луначарского, организованной М. А. Терешковичем. Коллектив обновился и начал отступать от традиций старого театра. Он уже второе лето давал спектакли в Донбассе, выезжал на заводы и в шахты. Гастролями в Сталино театр заканчивал летнюю поездку 1936 года.

Наибольшим интересом у зрителей Донбасса пользовался один из первых спектаклей “Бедность не порок” А.Н. Островского. Этим спектаклем и открылись гастроли в Сталино.

Критики Г. Залкиндер и М. Векслер рассказали в газете “Соц. Донбасс” об этой постановке. По их мнению, режиссёр М.А. Терешкович поставил эту пьесу, несколько уклоняясь в план гротеска. Однако он сделал это в отношение некоторых сцен и в характеристике главного героя Гордея Торцова. Во всём остальном он остался верен традициям бытовой комедии.

“Не грозный купец-самодур, прекрасно сознающий, чего он хочет, а пьяный паяц, при появлении которого дружно смеются зрители, таким предстал перед нами Гордей Торцов в изображении актёра М.К. Лосева. Его образ находится в прямой противоположности с бытовыми характеристиками остальных персонажей”, – писали критики.

Неприятное впечатление оставляли акробатические фокусы Егорушки (актёр Б.М. Максон) на коленях у няньки. А в целом режиссёрскую работу критики оценивали как неплохую.

Очень удачно было оформление спектакля. Зал с аляповатыми украшениями ярко характеризовал купеческий вкус. Удачно была обыграна лестница с окнами над конторой Мити. Замечательно впечатление оставляли песни и пляски на святках.

Говоря об актёрском исполнении, критики выделяют актёра М.С. Унковского, создавшего оригинальный образ Любима Торцова. Он сумел избежать мелодраматизма, от которого не были свободны многие исполнители этой роли.

“Замечательно звучит монолог Любима в конторе Мити и заключительные слова в последнем акте: “Шире дорогу – Любим Торцов идёт!”, произнесенные с большой силой. Бесспорно это наилучше созданный образ в пьесе”, – писали критики.

Остальные исполнители основных ролей, по их мнению, не на высоте. Игра А.П. Раевского (Мити) иногда слишком вяла и неубедительна. Актриса И.М. Сперанская в роли Любы сделала её уж слишком безвольной и простоватой, что противоречит замыслу автора.

Хорошее впечатление у критиков оставили артисты Кристи в роли Африкана, Карлин (Разлюляев), Крылов (Гуслин) и особенно М.Н. Голембо (молодая вдова).

К бесспорным достоинствам спектакля Г. Залкиндер и М. Векслер отнесли замечательный язык и прекрасную дикцию, которых не хватало многим театрам Донбасса.

Первый спектакль показал, что молодой коллектив Московского театра им. М.Н. Ермоловой приобрёл художественное лицо и способен занять подобающее место среди советских театров.

В Сталино театр показал весь свой репертуар, включая две последних постановки: “Дальнюю дорогу” А. Арбузова (пьеса о комсомоле Меростроя) и комедию французского драматурга Л. Вернейля “Моё преступление”.

Е. Згинник по материалам газеты “Соц. Донбасс”

Добавить комментарий