Доброе имя украсть нельзя

Ефим Харабет

Имя художника, заслуженного деятеля искусств Украины Ефима Викторовича Харабета хорошо известно не только в нашей стране. Сын одного из первостроителей “Азовстали” в 16 лет после мореходки работал матросом на Балтике, участвовал в освоении целинных земель, окончил вуз и стал культработником. Но настоящую славу ему принесло художественное творчество – около пятисот произведений медальерного искусства и скульптуры малых форм, множество знаков, значков и плакеток.

Участник более пятидесяти республиканских, всесоюзных, международных и зарубежных выставок, в том числе в Италии, Франции, Германии, Венгрии, Йемене, Египте, Ливане, Сирии, Финляндии, других странах, он был членом Всемирной федерации медальерного искусства ФИДЕМ, достойно представлял Украину на конгрессе этой организации в Париже. Высокопрофессиональные работы Е.В. Харабета посвящены людям, память о которых он стремился оставить для потомков, – как современникам, так и известным историческим персонажам, они давно уже стали достоянием музеев, выставочных залов и частных коллекций. Таких, как Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Государственный исторический музей, музей Моссовета и Музей космонавтики в Москве и на Байконуре, музеи Донетчины, Берлина, Улан-Батора и т.д. Почетный гражданин Мариуполя, кавалер ордена “За заслуги” 3-й степени Ефим Викторович вошел в историю как автор первой Государственной награды независимой Украины – “Почесної відзнаки Президента України”. Статья о нем помещена во Всемирной истории искусств, изданной Лейпцигским университетом.

Автор знал Е.В. Харабета при жизни не только как великого мастера, но и как честного и порядочного человека, готового всегда прийти на помощь ближнему, защитить своих коллег и просто незнакомых людей. В 2004 году Е.В. Харабет после тяжелой болезни умер. Прошли годы, и один из коллег попытался бросить тень на доброе имя художника, а другие не остановили его.
Украсть можно по-разному. Просто залезть в карман с деньгами, унести чужие вещи. Можно угнать автомашину, тайком увести чужую невесту или жену, списать диссертацию или книгу и выдать ее за свою.

Я знавал даже одного почтенного седого человека со звездой Героя Советского Союза и орденом Ленина на пиджаке, который и пенсию соответствующую получал – потому как выдавал себя за партизана-подрывника. Он якобы лично подорвал 16(!) вражеских железнодорожных эшелонов с живой силой и техникой. А потом кто-то бдительный в военкомате обратил внимание на небольшую, но весьма существенную деталь в его биографии: в то время, когда, по его же рассказам, он закладывал мины на пути чужестранных эшелонов, ему было 13 – 14 лет. И написали соответствующие запросы. Оказалось, что ни в одном партизанском отряде такого бойца не было, а звезда и орден были вручены совсем другим, причем, разным, давно умершим людям. Вот вам и “герой”!

А еще, чтобы украсть, достаточно якобы невзначай присвоить родившуюся не в твоей голове идею или уже готовую творческую работу – уж больно велик здесь соблазн, особенно если автора уже нет в живых.
Такое нередко случается, увы, в творческой среде, и, к сожалению, далеко не всегда плагиаторы осуждаются, подвергаются обструкции.

Поговаривают, что известный мариупольский гравер, ныне член НСХУ Виктор У. сильно обиделся на Е.В. Харабета именно после того, как Ефим Викторович поручил работу над государственным заказом – первой наградой независимой Украины – другому граверу, Леониду Толстову, хотя сам У. это отрицает. Кстати, именно за эту работу президент Л.М. Кравчук присвоил Ефиму Викторовичу почетное звание заслуженного деятеля искусств, Л. Толстову – заслуженного художника, а Е.А. Малахе, воплотившему награду в металле, – заслуженного работника культуры Украины.

О том, что он является соавтором Е.В. Харабета, Виктор У. ни разу не заявлял ни при жизни медальера, ни более семи лет после его кончины. В 1999 году, когда в Донецком областном художественном музее проходила презентация книги “Альбом медалей работы Е. Харабета”, он присутствовал в зале. Был У. и на открытии Музея медальерного искусства Е. Харабета в Центре современного искусства им. А. Куинджи в Мариуполе и тоже об этом смолчал. Более того, в буклете, выпущенном в начале 2011 года к его персональной выставке в соседнем зале того же центра, изображены медали с подписью “Автор медалей – заслуженный деятель искусств Украины Е.В.Харабет, гравер – В.С.У.”. А в сопроводительном тексте сказано, что он “работал в производственно-художественном комбинате Донецкого отделения СХ СССР в содружестве в заслуженным деятелем искусств Украины Е.В. Харабетом”. Каково же было изумление жены художника и многих других, пришедших на эту выставку, когда под этими же самыми и большинством других работ, в том числе символикой мемориала Куинджи и большим гербом Донецка, они увидели авторство Виктора У.

– Я ушла оттуда в шоке, вызывала “скорую”, долго не могла отойти от потрясения, – рассказывала впоследствии народная артистка Украины С.И. Харабет. – Ведь это – чистой воды рейдерство, бессовестное присвоение авторских прав Ефима Викторовича. Поэтому мы вместе с сыновьями обратились к председателю мариупольской организации Национального союза художников Украины С.А. Бараннику, попросили положить конец этим притязаниям. Заодно задали вполне резонный вопрос: какими работами Виктор У. в 2010 году подкрепил свое желание стать членом творческого союза, не было ли среди них авторских работ Е.В. Харабета? И еще выразили надежду, что творческое наследие и доброе имя главы нашей семьи надежно охраняют профессиональная этика его коллег и неукоснительное выполнение закона об авторском праве.

Время, увы, показало, что надежды эти были напрасными. По телефону ее пригласили на заседание правления, но по состоянию здоровья Светлана Ивановна там быть не могла, она рассчитывала, что художники-профессионалы знают законодательство и смогут принять правильное решение. Они и приняли: определили Виктора У. соавтором Ефима Харабета! Странно, не правда ли? Ведь сделали это не при жизни художника, который считал своим соавтором, причем, только в больших скульптурных формах, дончанина Юрия Балдина (и это закреплено документально), а много лет спустя после его смерти. Выходит, коллеги предали его, так сказать, уже посмертно. Те самые коллеги, для которых он в свое время сделал так много как член республиканского и председатель Донецкого областного художественного фонда, просто добрый и отзывчивый человек.

Чтобы читателю было понятнее, о чем идет речь, скажу, что многие виды искусства предполагают авторов и исполнителей. В медальерном исполнители нужны при переводе авторского произведения в металл, их называют граверами. У великого А. ,
Дюрера было более двадцати граверов, но все они для истории так и остались пусть талантливыми, но исполнителями, отнюдь не соавторами. Е.В. Харабет в своей работе использовал три способа: литье, гальванопластику и штамповку. Ефим Викторович создавал эскиз, затем лепил из пластилина и часто отливал модель в гипсе, воплощая на этих этапах свое авторское решение. Затем гравер вырезал на металлической болванке штамп, его отвозили в Полтаву, где на заводе штамповали заказанный тираж медали или значка. А художник в это время продолжал создавать новые работы. И ни один гравер при его жизни не заявлял о своем праве на соавторство, в том числе и Виктор У. Кстати, с Харабетом, кроме Виктора У., также работали мариупольцы Владимир Луковников, Алексей Христенко и Юрий Шевяков, горловчанин Леонид Толстов, другие опытные граверы.

– Без малого полстолетия я отдала нашему театру, сыграла множество ролей, – горько рассуждает Светлана Ивановна, – То, что я делаю на сцене, создается из моей плоти, крови и нервов. Но никогда ни мне, ни моим коллегам и в голову не приходило, что мы, артисты, – авторы этих произведений. Автор пьесы – драматург: Чехов, Островский, Шекспир, автор спектакля – режиссер…

Известный писатель и фотохудожник Владимир Калиниченко, которому я рассказал эту историю, был более категоричен:
– Вот это дает! Если с моих негативов лаборант печатает снимки для моих же персональных выставок, так он что – мой соавтор? Не понимаю я мариупольских художников, коллег покойного Харабета, ведь они предали память о нем.
Вопрос этот возник после того, как возмущенная бесцеремонностью бывшего соратника мужа Светлана Ивановна зарегистрировала в Государственной службе интеллектуальной собственности авторские права на все его наиболее известные работы в медальерном и фалеристическом жанрах, получила соответствующие решения и стала единственной наследницей – по закону. Выданными ей свидетельствами №41731 и №41733 от 11.01.2012 г. государство берет на себя охрану всех созданных Ефимом Викторовичем Харабетом произведений, опубликованных в книге “Альбом медалей работы Е. Харабета” (г. Донецк, 1999г.) и в сборнике произведений “Электронный каталог авторских работ Е. Харабета”, включающем 178 произведений. Затем Светлана Ивановна обратилась с иском в Жовтневый районный суд Мариуполя, в котором просила запретить Виктору У. выдавать произведения медальерного искусства, созданные Е.В. Харабетом, за свои собственные и публиковать их в СМИ, книгах, сети Интернет и другим способом, представлять в музеях, на выставках без ее согласия.

Казалось бы, требование вполне обоснованное, после этого надо признаться, что заблуждался, прежде всего, самому себе, и все, конфликт исчерпан. Но не тут-то было, Виктор У. подает в суд встречный иск, в котором утверждает: “Харабет Ефим Викторович создавал лишь эскизы данных произведений, которые я как гравер исполнял, поэтому считаю невозможным считать только Харабета Е.В. автором указанных произведений”.

И требует, ничтоже сумняшеся, ни много ни мало, признать его, Виктора У., соавтором произведений медальерного искусства, а также признать свидетельства о регистрации права на произведения, выданные С.И. Харабет Государственной службой интеллектуальной собственности, недействительными и обязать эту службу внести соответствующие сведения в Государственный реестр свидетельств о регистрации авторского права.

Директор фирмы “Интерхоббиэкспо”, заслуженный работник культуры Евгений Александрович Малаха, много лет тесно сотрудничавший с Е.В. Харабетом, на запрос Мариупольской городской коллегии адвокатов, ссылаясь на соответствующие статьи законов, высказал свою точку зрения. Вот она: “В данном случае единственным автором произведений является Е.В. Харабет, а Виктор У. – исполнителем, действующим по замыслу (заказу) автора. Кроме того, чтобы считаться соавтором произведения или произведений, должен быть договор о соавторстве, который при жизни Е.В. Харабета с Виктором У., насколько я знаю, не заключался.

Никто не умаляет таланта Виктора У. как гравера, мастерство которого известно во многих городах Украины и России, где есть медальерное и фалеристическое производства. Безусловно, содружество таких двух мастеров оставило в истории медальерного искусства сотни выдающихся произведений. Но при этом следует признать, что позиция, занятая Виктором У. в борьбе за право быть соавтором работ Е.В. Харабета, не отвечает правилам корректного человеческого общения и здравому смыслу. На прошедших выставках Виктор У. не имел морального права указывать личное авторство экспонируемых медалей, разработанных Е.В. Харабетом. Половина вины за это, я считаю, лежит на организаторах выставок, которые, прекрасно зная, “кто есть кто”, допустили искажение истины. Примером бездарного отношения организаторов к своим обязанностям служит, в частности, тот факт, что под одним из экспонируемых предметов фалеристического искусства на выставке мариупольских художников в Донецке было указано, что Виктор У. – автор ордена “Генералиссимус Сталин”. Этот орден был разработан и изготовлен в пробных экземплярах мастерами Ленинградского монетного двора к 70-летию И.В. Сталина (в это время Вите У. было 9 лет, а копию этого ордена (!) он изготовил только в 90-е годы прошлого столетия”.

Комментарии, как говорится, здесь излишни. От себя добавлю лишь, что эти пробные экземпляры ордена хранились в музее Санкт-Петербургского монетного двора, так называемом Мюнцкабинете, лишь после развала Союза некоторые из них попали на черный рынок. Известно, что И. Сталин отклонил предложение соратников, подготовивших ему “сюрприз” в виде ордена, заявив что подобные награды учреждаются лишь после смерти. Однако орден не появился и после смерти И. Сталина. Лишь в в 1994 году Анатолий Куценко напечатал его изображение на обложке своей книги “Ордена СССР”. А спустя год, в 1995-м, Виктор У. “создал” свой орден “Генералиссимус СССР Сталин”, который и представил на выставке, один к одному – как у ленинградских художников. Случайное совпадение?

Те из коллег, кто знал о плагиате, открыто сказали Виктору У., чтобы убрал из экспозиции эту работу и больше не выставлял ее. Он выслушал, и… все осталось, как было.
В конце декабря минувшего года Жовтневый районный суд, изучив все обстоятельства дела и выслушав объяснения свидетелей, признал недоказанными притязания Виктора У. на его соавторство с Е.В. Харабетом на некоторые произведения медальерного искусства, подтвердил, что, согласно ст. 13 Закона Украины “Об авторском праве и смежных правах” отношения между соавторами определяются соглашением, составленным между ними. Иск С.И. Харабет удовлетворен, а Виктору У. запрещено публиковать в Украине и других государствах в изданиях, сети Интернет и другим способом произведения медальерного искусства Харабета Ефима Викторовича из книги “Альбом медалей работы Е. Харабета” и сборника произведений “Каталог авторских работ Е.В. Харабета” без согласия Харабет Светланы Ивановны. В удовлетворении встречного иска Виктору У. отказано.

Думаете, наш герой после этого прозрел и остановился? Как бы не так! Он обжалует решение районного суда в Апелляционном суде Донецкой области.
К сожалению, Ефима Викторовича не раз грабили и при жизни – совсем не платили за выполненную работу, без зазрения совести присваивали то, что он создавал, и получали за это немалые деньги. Не верите, уважаемые читатели? Тогда сравните созданную Харабетом еще в 1992 году “Почесну відзнаку Президента України” и один из орденов, появившихся спустя несколько лет. Киевский художник И.Б., не мудрствуя лукаво, перенес изображение “Почесної відзнаки” на другой фон, слегка изменил цветовую гамму, добавил лепесточки и выдал за свою оригинальную работу. Так и носят награжденные этим орденом свой знак отличия, не подозревая, кто его истинный автор.

Знал ли об этом Ефим Викторович? Безусловно, ему говорили, да и сам он видел изображение ордена. Но не то, что судиться не стал с плагиатором, – даже, в силу своей необычайной скромности, не позвонил тому, не высказал все, что положено в таких случаях. А ведь за подобные вещи в приличном обществе не только на дуэль вызывают – физиономию, пардон, бьют, чтоб другим неповадно было.

Виктор ВОВЕНКО.
Заслуженный работник культуры Украины.
НА СНИМКАХ: Е.В. ХАРАБЕТ; медали Е.В. ХАРАБЕТА.
“Вечерний Донецк”. 01.03.2013

Добавить комментарий