Советский джазмен — Валерий Колесников

Валерий Колесников

Валерий Владимирович Колесников – трубач, люгельгорнист, руководитель ансамблей.

Легенда советского джаза. Наиболее известный в Украине джазовый трубач, заслуженный артист Украины, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, профессор Донецкой Консерватории, профессор Ростовской консерватории, лауреат многочисленных национальных и отечественных конкурсов и фестивалей. Имя Колесникова внесено в американские и европейские джазовые энциклопедии.
Стоял у истоков основания Донецкого Джазового фестиваля (ныне «ДоДж»). Выступал на всех донецких фестивалях с 1967-го года, кроме 1999-го.
Родился 31-го июля 1945-го года в Луцке. Родители Валерия были служащими, не равнодушными к музыке, и поощряли желание сына заниматься ею. В 6-тилетнем возрасте Валера начал учиться играть на аккордеоне, позже поступил в музыкальную школу. В 1950-е годы семья Колесниковых живет в Донецке, где, по словам Валерия, «с 1957 г. труба стала моим любимым и главным инструментом». Неудивительно, что именно по классу трубы он в 1960-м году поступает в Донецкое музыкальное училище, которое заканчивает в 1964-м. Правда, обучение Валерия нельзя назвать безпроблемным: с третьего курса его отчислили исполнение джаза. Через месяц он восстановился, но для этого Колесникову пришлось выучить концерт Генделя для гобоя.
Несмотря на подобные инциденты, Валерию удавалось играть в училищном биг-бенде. В армии он оказался в духовом оркестре при ансамбле песни и пляски. Эта деятельность, по сути, и была его первым опытом профессиональной работы.
С 1965-го года Колесников начинает выступать как джазовый музыкант. И когда в 1967 году, после знаменитого Таллинского фестиваля, в Донецке с подачи Виктора Дубильера образовался свой городской джаз-клуб «Донбасс-67», то Колесников стал его основным солистом. В 1969 году Колесников был последовательно назван лауреатом сразу трех джаз-фестивалей — в Донецке, Воронеже и Куйбышеве (Самаре). В том же 1969-м Валерий поступил в Донецкий музыкально-педагогический институт (позже институт искусств), который успешно окончил в 1974 г. Хотя за границу его тогда не выпускали, как и большинство советских граждан, на Пражском конкурсе молодых джазовых музыкантов соцстран в 1971-м году ему было присвоено звание лауреата на основании записей произведений в его исполнении, присланных в оргкомитет.
Постепенно Валерий установил творческие контакты с музыкантами Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, в 1977-1985 постоянно играл в составе «Золотые годы джаза», в 1983-1985 – в ансамбле московского саксофониста Валерия Кацнельсона. Как солист выступал на европейских фестивалях.
В 1989-м возглавил диксиленд, созданный на базе донецкого музыкального училища. Блестящий представитель традиционного джаза (диксиленд, свинг) и бибопа. Самые известные композиции – «Неудачная прогулка», «Каникулы Бонифация», «Сорок дней», «Традиционный блюз». В разное время он играл с такими известными джазовыми музыкантами СНГ, как Игорь Бриль, Леонид Чижик, Алексей Кузнецов, Анатолий Бабий.
Все последующие годы Колесников был активным участником многих джаз-фестивалей бывшего СССР, играя в качестве сессионного музыканта — «блуждающей звезды» — со своими или местными, большими или малыми составами. Его всюду охотно приглашали — от Риги до Новосибирска, от Апатитов до Тбилиси, он часто выступал в Москве и везде пользовался всеобщим вниманием и уважением благодаря своему таланту. Кроме высокопрофессионального владения трубой, Колесников играет на рояле и гитаре, а своими фаворитами считает в первую очередь Джона Колтрейна и, конечно, трубачей Кларка Терри, Чета Бейкера, Вуди Шоу и Ли Моргана. Правда, в 1980-х по его игре было весьма заметно, что его эталоном в значительной степени тогда являлся и Фредди Хаббард, ныне же это скорее Артуро Сандоваль.
В последнее время Колесникова можно было слышать и видеть на фестивале 100-летия Утесова (Одесса, 1995), на концертах 60-летия Кима Назаретова (Ростов, 1996). После окончания перестройки Валерий побывал за границей — на фестивале традиционной музыки в Голландии (1990) и в немецком городе Энгельштадте (ФРГ, 1990), где встречался с Майлзом Дэйвисом. Естественно, там он присутствовал не только как гость, но и как музыкант-участник. Он также выступал на Неделе советского джаза в Базеле (Швейцария, 1991) и на всемирно известном ежегодном фестивале диксилендов в Дрездене (Германия, 1996).
У себя дома, в Донецке, Колесников всегда руководил коллективами: от трио до секстета. Сейчас он управляет молодежным диксилендовым составом при консерватории Донецка, сохраняя, таким образом, верность мейнстриму, а также занимается педагогической деятельностью — преподает на духовом и джазовом отделениях по классу трубы в музыкальных институтах Донецка и Ростова.

Дискография (неполная):
«Лирическое настроение» (1978)
«Осенние ритмы-83, пл. 2»
«Алма-Ата-88»
«Лирическое настроение» (1978, Мелодия, LP)
Джаз в Донецке (1979 Мелодия LP)
сборник «Rothmans Jazz» (1999 JRC CD)
сборник Jazz Inside, Vol. 1 (2000 JRC CD)
сборник “ДоДж”-2002 (Rostok CD)
Алексей Кузнецов «Концерт в Олимпийской деревне 25 ноября 1984 года» CD (2006, Мелодия)

Пресса:
Валерий Рыбаков, «Полный Джаз» : «Валерий Колесников — «самый головокружительный трубач», как писала о нем пресса. Впервые я услышал Колесникова на легендарном новосибирском фестивале «Академгородок-77» и навсегда был покорен им, и как потрясающим музыкантом, хранящим в голове почти всю классику джаза, и как обаятельным, не лишенным тонкого юмора, человеком. Его быстрые, сверкающие пассажи захватывают дух. Он входил в состав объединения музыкантов, игравших классический джаз — «Золотые годы джаза» — с 1981 года. В этом составе в разное время играли многие известные музыканты из разных городов и республик бывшего Союза. Валерий имеет статус филармонического музыканта, записан на пластинках.»
Кирилл Мошков, «Полный Джаз» : «Украинский трубач Валерий Колесников и эстонский саксофонист Лембит Саарсалу под аккомпанемент Леонида Винцкевича и ритм-секции из Архангельска сыграли две пьесы ну очень традиционного джаза — «Basin Street Blues» и «Sweet Sue», но как сыграли! Единственный эпитет, подходящий для краткого описания — сыграли они смачно. А какой уморительный драйвовый скэт спел Колесников вместо одного из своих соло! Нет, это бесполезно описывать, это все-таки надо слушать, это — один из тех моментов, когда понимаешь, что джаз — жив…»
«Общая Газета.Ру»: «В.В. Колесников — один из немногих трубачей в нашей стране, который умеет петь скэтом (заимствованная джазовыми музыкантами из афро-американского фольклора техника так называемого слогового (бестекстового) пения. В джазе этот прием трансформировался в тип виртуозной импровизации, в которой голос приравнивается к музыкальному инструменту). Такого мастерства наш Орел точно еще не слыхивал! Смотрю, публика в зале находится в состоянии культурного шока, все счастливо улыбаются, отстукивают ногами ритм. Вот так и должны проходить настоящие джазовые концерты…

Фрагмент интервью:
— Валерий Владимирович, вы преподаете в Донецкой консерватории, много ли молодежи сейчас хочет играть джаз?
— Да, вы знаете, очень много. Несмотря на обилие попсы вокруг нас, юные музыканты берут себе за образец джазовых звезд и выбирают нелегкий, но настоящий творческий путь. Последнее время много талантов приезжает из провинции.
— У вас так много всяческих приспособлений и сурдин для трубы, вы так ловко с ними обращаетесь!
— Это я еще не все привез. Играть с сурдиной — это особое искусство, я непременно требую этого от своих учеников.
— Валерий Владимирович, вы так здорово поете скэтом, при выступлении вы используете готовые заготовки для импровизации?
— Нет, нет! Никогда. Все рождается в процессе. Заготовлена только основная тема.

И, действительно, на концерте В. В. Колесников демонстрировал чудеса импровизации. Он так раскованно общался с джазменами из «Варианта», как будто всю жизнь играл с ними в одной команде: то подойдет к ударнику — темп задаст, то неожиданно продирижирует концовку пьесы. Но, надо сказать, наши музыканты не подкачали — понимали все «таинственные» знаки и подхватывали взрывные импульсы «золотой трубы».

«Звуки и книги Юрия Верменича «
… И весь этот джаз» (2005)
Всеукраинский джазовый портал

Добавить комментарий